2-й Гвардейский танковый корпус

Опубликовано: 01.09.2018

видео 2-й Гвардейский танковый корпус

9-й гвардейский танковый корпус

Для своего времени самоходная установка СУ-85 была грозной боевой машиной, тем более, что 85-мм пушкой Д-5Т в то время был вооружен только тяжелый танк КВ-85. Такая боевая машина была способна бороться с немецкими тяжелыми танками "Тигр" и "Пантера" на дистанции 600-800 м.


Гвардейский Танковый Корпус ROY

В целом самоходная артиллерийская установка СУ-85 представляла собой безбашенную боевую полностью бронированную машину с более мощным вооружением по сравнению с танком Т-34-76, на базе которого она выпускалась, поскольку в неподвижной броневой рубке САУ (при прочих равных условиях) было установлено более мощное оружие, чем во вращающейся башне танка. При этом общая высота машины была уменьшена и улучшена форма носовой части корпуса.

Броневая рубка имела переднее расположение и была выполнена по типу рубки опытной самоходной установки СУ-122М. В состав экипажа машины входили четыре человека. Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Механик-водитель и наводчик размещался слева от пушки, за ним - заряжающий, командир машины - справа от нее. На крыше броневой рубки находилась неподвижная командирская башенка без входного люка с панорамой ПТК с круговым обзором и двумя зеркальными смотровыми приборами. Панорама ПТК предназначалась для наблюдения за полем боя командиром самоходной установки и для корректирования огня.

На части самоходных установок использовалась командирская панорама ПТК-5, которая в отличие от панорамы ПТК не имела шкалы углов места цели. Смотровая башенка для панорамы отсутствовала, а вместо нее в верхней части лобового листа рубки был сделан прилив со специальным лючком, обычно закрываемым двухстворчатыми броневыми крышками. Для наблюдения за полем боя на крыше рубки у правого и левого бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, прикрытые броневыми колпаками.

Посадка экипажа в машину производилась через люк механика-водителя САУ и двухстворчатый люк, располагавшийся в задней части крыши и кормовом листе боевой рубки. Крышка люка механика-водителя с установленными смотровыми приборами была унифицирована с крышкой люка танка Т-34. Первоначально для очистки воздуха от пороховых газов в боевом отделении на крыше рубки САУ устанавливался вытяжной вентилятор. В последующем он был упразднен из-за неудобства пользования смотровыми приборами, размещавшимися на крыше рубки у правого бортового и кормового броневых листов. Для обеспечения вентиляции всего боевого отделения приоткрывали створку входного люка на кормовом листе рубки.

1 — рым, 2 — броневая заглушка амбразуры для стрельбы из личного оружия, 3 —призматический прибор наблюдения командира, 4 — задний призматический прибор наблюдения,

5 — дополнительные топливные баки (4 шт.), 6 — ввод антенны, 7 — бронеколпак панорамического прицела, 8 — отверстие прицела, 9 — прилив в корпусе для панорамы, 10 — призматический прибор наблюдения наводчика, 11—бронекрышка прибора наблюдения наводчика, 12 — крышка люка механика-водителя, 13 — фара, 14 — ящик для ЗИП артсистемы, 15—петли заднего броневого листа, 16—броневые колпаки выпускных труб (2 шт.), 17 — трубки для проводов к дымовым шашкам (2 шт.), 18 — крышка люка над трансмиссией, 19 — крюк буксирный (4 шт.), 20—картеры бортовых передач,

21—крышка с сеткой над жалюзи вентилятора, 22 — крышки над заправочными горловинами масляных баков (2 шт.), 23 — решетка жалюзи радиаторов (2 шт.), 24— крышка надмоторного люка, 25 — крышка посадочного люка, 26 — прилив корпуса для приборов наблюдения командира, 27 — крышка люка панорамы, 28 — пробка передних силовых баков.

В качестве основного оружия на самоходной установке использовалась 85-мм нарезная пушка Д-5С-85 или 85-мм нарезная пушка Д-5С-85-А. 85-мм пушка Д-5С-85-А отличалась от пушки Д-5С-85 цельнолитым стволом и конструкцией казенника, наметками люльки и неподвижной части ограждения.

Все артиллерийские выстрелы укладывались:

17 выстрелов - в боеукладку в нише левого борта (кроме того, в эту боеукладку могли укладываться дополнительно два выстрела с бронебойным снарядом);

10 выстрелов - в вертикальный стеллаж у моторной перегородки;

1 выстрел - в вертикальный стеллаж у левого борта;

14 выстрелов - в ящик под орудием (кроме того, в гнезда этого ящика могли также укладываться дополнительно четыре выстрела с бронебойными снарядами).

(Смотрите также таблицу бронепробиваемости бронебойных снарядов).

В мае 1951 года в состав боекомплекта к пушке был введен унитарный выстрел УПБР-367 с практическим трассирующим снарядом ПБР-367, который предназначался для практических стрельб в целях экономии боевых бронебойно-трассирующих снарядов.

Для тушения пожара в самоходной установке использовался ручной тетрахлорный огнетушитель типа РАВ, который размещался в боевом отделении.

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у среднего танка Т-34-76. В кормовой части машины в моторном отделении вдоль продольной оси корпуса САУ устанавливался V-образный, двенадцатицилиндровый дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя САУ производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) и напряжением 24 вольта или сжатым воздухом из двух воздушных десятилитровых баллонов с давлением 150 кгс/см2.

По сравнению с базовой машиной топливная система СУ-85 претерпела следующие изменения: из боевого отделения был убран левый топливный бак. Взамен его устанавливались два бака в носовой части корпуса с правой стороны. На бортах корпуса в кормовой части машины устанавливались наружные дополнительные топливные баки цилиндрической формы, которые в топливную систему двигателя включены не были. Емкость основных топливных баков составляла 470 л, дополнительных - 360 л. Запас хода машины по шоссе на основных топливных баках достигал 300 км, с учетом дополнительных баков - 500 км.

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион; трехходовая пятиступенчатая коробка передач, обеспечивавшая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода; два бортовых фрикциона валами: коническая промежуточная шестерня имела переднее расположение, валы находились в одной горизонтальной плоскости.

В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Остановка и повороты машины осуществлялись с помощью двух плавающих ленточных тормозов, располагавшихся на наружных барабанах бортовых фрикционов. Тормоза были изготовлены из листовой стали с накладками из феродо.

Подвеска машины - индивидуальная, пружинная состояла из десяти узлов. В каждом из узлов подвески передних опорных катков имелось по две концентрических винтовых пружины, которые располагались в передней части корпуса и были закрыты специальными кожухами. В узлах подвесок остальных опорных катков пружины располагались одна над другой. В связи со смещением центра тяжести машины к носу корпуса были усилены передние узлы подвески, передние балансиры, а первые опорные катки устанавливались на трех шарикоподшипниках.

В состав гусеничного движителя входили две мелкозвенчатые гусеницы, два ведущих колеса гребневого зацепления, десять опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения. Каждая гусеница состояла из 37 плоских и 37 гребневых траков, соединенных между собой шарнирно с помощью 74 пальцев. Траки шириной 500-мм отливались из высокомарганцовистой стали Гадфильда. Наряду с цельнолитыми плоскими траками использовались и разъемные штампованные траки.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 вольт. Основными потребителями этой электроэнергии являлись: стартер с пусковым реле, электродвигатель вентилятора боевого отделения, радиостанция, танковое переговорное устройство ТПУ-3, вибрационный электросигнал, фара и задний фонарь красного цвета.

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась коротковолновая радиостанция 9Р (9РМ) или 9РС, которая размещалась спереди в нише правого подкрылка боевого отделения. Передатчик радиостанции имел плавный диапазон частот от 4050 до 5625 кГц, разбитый через 25 кГц на фиксированные волны, а ее приемник - более широкий диапазон частот - от 3750 до 6000 кГц.

Снаружи на машине укладывались: шанцевый инструмент (две большие саперные лопаты, топор, пила поперечная, киркомотыга, лом), ящики для ЗИП, два буксирных троса, петля для соединения буксирных тросов, укрывочный брезент, комплект шпор, запасные траки и танковая печь.

Поскольку масса установки СУ-85 не превышала массу танка Т-34, то ее характеристики подвижности остались на уровне базовой машины.

Выпуск самоходно-артиллерийских установок СУ-85 в годы войны

Марка установки

1943

1944

Всего

VII

VIII

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

СУ-85

4

100

152

162

166

177

176

176

191

200

205

210

210

210

     

2339

СУ-85М                            

135

120

60

315

Всего                                  

2654

В связи с разработкой и постановкой в июле 1944 года на серийное производство новой самоходной установки СУ-100, вооруженной 100-мм пушкой Д-10С, Уралмашзавод в августе 1944 года прекратил производство самоходных установок СУ-85. С сентября этого же года на заводе был организован серийный выпуск самоходных установок СУ-85М с установкой 85-мм пушки Д-5С-85 в броневом корпусе, унифицированном с броневым корпусом самоходной установки СУ-100 . Эти машины отличались от предшествующего образца СУ-85 усиленной броневой защитой лобовой части рубки и улучшением условий работы экипажа в боевом отделении за счет установки двух вытяжных вентиляторов новой конструкции.

Самоходная установка СУ-85М

В результате разработки и принятия на вооружение Красной Армии в июле 1944 года новой самоходной установки СУ-100, созданной на базе танка Т-34-85 и вооруженной мощной 100-мм пушкой модели Д-10С, на Уралмашзаводе были проведены мероприятия по унификации корпуса, обеспечивавшие установку в машине 85-мм или 100-мм пушки. Первая самоходная установка с пушкой Д-5С-85, смонтированной в унифицированном корпусе, была выпущена заводом в июле 1944 года. Эта модернизированная УЗТМ самоходная установка получила наименование СУ-85М. Начиная с сентября 1944 года и в течение трех месяцев, используя имевшийся производственный задел 85-мм пушек Д-5С-85, на УЗТМ одновременно выпускались самоходные установки СУ-85М и СУ-100.

Самоходная установка СУ-85М имела лобовую броню толщиной 75-мм, командирскую башенку с входным люком, увеличенный до 60 выстрелов боекомплект к пушке, улучшенную вентиляцию боевого отделения от пороховых газов за счет установки 2 вытяжных вентиляторов новой конструкции. На этих машинах электромотор вентилятора, в отличие от предыдущей конструкции, устанавливался не в крышке вентиляционного лючка, а в корпусе его броневого колпака. Сектор наводки 85-мм артсистемы по горизонту сократился с 20° до 16°. Остальные боевые и технические характеристики машины были сохранены на уровне характеристик самоходной установки СУ-85.

rss