Гигантский долг "евробляхерив" в цифрах: Сколько может получить бюджет

  1. "Транзитеров" и "работники"
  2. Переучет "блях"
  3. четыре ставки
  4. расчет долга
  5. Плюс-минус
  6. Вариант расплаты: льготное розмитення
  7. Автопром или иномарка
  8. Вариант расплаты: полжизни на "проездном"
  9. Плюс на таможне

Сегодня "евробляхеры" хотят легализовать свои машины, поставив их на регистрацию в Украине. Они договорились с властью, за это нужно платить. Вопрос - сколько? Ответ неочевиден, потому что никто официально не считал ни автомобили на Еврономер в стране, ни суммы, которые их "владельцы" не оплатили в бюджет на таможне. Сейчас есть несколько вариантов от государства и самих автовладельцев по "расплаты" в обмен на легализацию.

Depo.ua подсчитал, сколько "евробляхеры" в целом не заплатили на таможне и сравнил с теми суммами, на которые сейчас могут похудеть их кошельки.

"Транзитеров" и "работники"

Автомобили без растаможки завозят по двум схемам:

- "Транзит". Когда на машине вроде просто проезжают Украины. В этом случае закон позволяет не растаможивать авто до 10 дней. Но можно бесконечно выезжать и возвращаться в страну. Так чаще всего делают на прилегающих к Польше и Венгрии территориях.

- "Временный ввоз". Этот режим позволяет иностранцу или украинскому гражданину, который работает на зарубежную фирму, год находиться в Украине на машине этой компании. Остается только формально подрядиться на такую ​​"работу". Перегонять авто через границу может и так называемый "верблюд" (или "ил") - иностранец, регулярно доставляет машины заказчикам, которые затем рассекают на них по украинским городам. За год они должны выехать за границу и все повторить.

Эти схемы, особенно более популярную вторую, давно "оседлали" специальные фирмы, которые просят за свои услуги около 1000 евро.

Конечно, у заказчиков таких автомобилей в Украине могут возникать проблемы, поскольку они не являются собственниками своих машин, не имеют права поставить их на учет и рискуют нарваться на штраф до 8500 грн или даже конфискации. Поэтому "евробляхеры" объединились в организацию "Авто Евро Сила" и добиваются от властей легализации уже завезенных нерастаможенных автомобилей, а заодно и существенного снижения самых платежей на границе и отмене ЭКОСТАНДАРТ "Евро-5". И многих злят и они сами - тем, что не играют по правилам: не платят в бюджет по несколько сотен евро на таможне и чаще игнорируют ПДД, потому что в случае чего могут безнаказанно бросить машину и сохранить инкогнито.

Переучет "блях"

Но нас прежде всего интересует финансовая сторона проблемы: пессимистично - сколько денег госбюджет теряет из-за "евробляхерив", оптимистично - на сколько он может пополниться в случае прикрытия схем и легализации их машин.

Чтобы все посчитать, нужно знать три вещи:

- какие модели чаще всего завозятся "на бляхах" и сколько они стоят,

- сколько в Украине авто с иностранной регистрацией,

- какой годовой спрос на эти машины.

Учет моделей, ввезенных по названным схемам, никто официально не проводит, но профильные издания сделали выводы из предложений к продаже не растаможенных авто - количества объявлений и их отображения. Среди самых популярных оказались Audi A6, VW Golf, Toyota Camry, VW Passat и Ford Focus. Даже стоимость этих моделей отличается в разы - в зависимости от объема двигателя, возраста и состояния машины. Но для будущих расчетов нам нужны конкретные цифры. Судя по объявлениям на специализированных сайтах, наибольшим спросом пользуются иномарки от 2000 до 3000 евро. Для примера возьмем такие модели: бензиновый Audi А6 2001 года выпуска с двигателем 2400 см³ стоимостью 1950 евро и дизельный Volkswagen Golf 2003 года выпуска с двигателем 1896 см³ стоимостью 2250 евро.

Больше всего споров по количеству машин на Еврономер в Украине. При отсутствии официальной статистики фантазеры называют цифры от 50 000 до 1500000, а то и 3 млн. При этом "Бляхера" и приближенные к ним эксперты настаивают на больших цифрах, чтобы показать свою "евросилу". Но в принципе адекватные расчеты можно сделать из данных Государственной фискальной службы по ввозу в Украину машин в тех режимах, которые используются в схемах.

Итак, в прошлом году в Украину въехало 712,6 тыс. Автомобилей: в режиме транзита - 124,1 тыс. Авто и временного ввоза - 588,4 тыс.

В 2015 году - 549,6 тыс. Машин: транзит - 77,3 тыс. И временный ввоз - 472,3 тыс.

А с начала текущего года до 4 августа - 492,5 тыс. Авто: транзит - 111,9 тыс. И временный ввоз - 380,6 тыс.

Последние цифры свидетельствуют, что по итогам года будет около 840 тыс. Автомобилей, что въедут в страну "транзитом" и "время". К ним надо добавить и около 10 тыс. Машин, которые, по данным ДФС, по состоянию на август находятся в Украине с нарушением сроков.

Логично предположить, что настоящих транзитеров, а тем более тех, кто работает на иностранную фирму на автомобиле, среди них очень мало. В таком случае можно утверждать, что в настоящее время в течение года по двум схемам завозятся более 800 тыс. Машин. Теперь вспомним, что хотя бы раз в год "евробляхы" должны выезжать за границу. Они так и делают, но, пересекая таможню, зажигаются в статистике. Иными словами, в Украине пока более 800 тыс. Машин с иностранной регистрацией, большинство из них - выехали и сразу же вернулись.

Но часть машин въехала впервые. Определив их количество, мы примерно выясним спрос на такие авто. Еще раз посмотрим на цифры: в 2016 границу пересекли 712,6 тыс. Автомобилей с иностранной регистрацией против 549,6 тыс. Годом ранее. Разница в 160 авто - это и есть на самом деле куплены "жести" за год (если пренебречь количеством настоящих транзитеров и "временщиков"). А в этом году, судя по приведенным расчетов, таких машин станет минимум на 100 тыс. Для удобства примем, что годовой спрос на б авто на Еврономер - около 130 тыс.

четыре ставки

Констатируем, что нужно уплатить в бюджет, при растаможивании подержанного автомобиля:

- пошлина 10% от цены машины,

- акциз: зависит от возраста модели и объема двигателя,

- налог на добавленную стоимость: 20% на всю сумму,

- сбор в Пенсионный фонд 3%.

С акцизом все несколько запутанно. К прошлому году на бывшие в употреблении автомобили он достигал от 1000 евро за бензиновую модель с двигателем до 1000 кубических сантиметров до безумных 15 тыс. Евро и более машины с двигателем свыше 3000 кубических сантиметров.

Но с июля 2016 новый закон на один-два порядка снизил ставки акциза для машин стандарта "Евро-5" с небольшими и средними двигателями (в меньшей степени для багатолитражок), одновременно запретив ввозить в Украину модели старше 2010 год и те, которые не соответствуют эконормам "Евро-5". Например, сейчас акциз на "разрешенную" подержанную иномарку с двигателем 1,4 л - 88,2 евро, а 2 л - 534 евро. Но так будет только к концу следующего года (причем с 1 января только на модели стандарта "Евро-6").

расчет долга

Теперь выясним, как много недоплатили в бюджет "автовладельцы" на Еврономер, то есть сколько стоило бы растаможка всех их машин. Сколько нужно оставить на таможне - прежде всего зависит от возраста, двигателя и "европейской" цены автомобиля. Но учесть все возможные конфигурации этих параметров для всех завезенных "блях" невозможно, при отсутствии подробной статистки. Поэтому построим расчеты на базе популярных моделей выпуска начала 2000-х годов. Судя по объявлениям и просто уличных наблюдений, "Бляхера" предпочитают именно им, потому что обычно на все про все несколько тысяч евро (хотя продаются и машины премиум-класса с 2010 года, и автола 90-х). Также примем, что такие машины к продаже в Украине использовались более 5 лет (этот факт влиял на размер "старых" ставок акциза).

Итак, к 1 июля 2016 бензиновую Audi А6 (2001 год, 2400 см³) по цене в Литве 1950 евро можно было растаможить за:

1950 евро + 10% пошлины + 11 976 (2400 * 4,99) евро акциза + 20% НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора - 1950 евро =

1950 евро +195 евро + 11 976 евро + 2824,2 евро + 508,4 евро - 1950 = 15504 евро.

То есть купленная в Литве за 1950 евро такая машина стоила бы владельцу 17 453,6 евро, из которых 15 504 евро - растаможка.

Возьмем вторую выбранную в качестве примера популярную модель Volkswagen Golf (2003 год, 1896 см³) стоимостью 2250 евро. Ее растаможка будет стоить:

2250 евро + 250 евро + 4626,24 (1896 * 2,44) евро акциза + 20 НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора - 2250 евро =

2250 евро + 250 евро + 4626,24 евро + 1425,25 + 250,5 евро - 2250 евро = 6552 евро.

Итак, этот Volkswagen Golf, приобретенный в Литве за 2250 евро, обошелся бы украинскому покупателю в 8802 евро, из которых 6552 евро - растаможка.

Разница в цене до и после границы поражает, вот почему эти модели очень популярны в "евробляхерив", официально ничего не платят за ввоз авто.

В среднем сумму растаможки двух популярных моделей и имеем 11 тыс. Евро. Можно сказать, что именно столько в среднем недоплатил тот, кто полулегально ввоз машину на иностранном регистрации без растаможки и гоняет на ней по Украине. По крайней мере, если это произошло до 1 июля 2016 года - помним, что с тех пор растаможить модель до 2010 года выпуска вообще невозможно. Из анализа данных ДФС следует, что на эту дату в Украине было около 500 тыс. "Блях". Итак, за все время до 1 июля прошлого года "евробляхеры" недоплатили в госбюджет около 5500000000 евро. Это как 6 траншей МВФ! Впрочем, в гривне переводить неуместно, потому что курс нацвалюты за время действия схем (о них гудели еще в 2012 году) вырос в четыре раза.

Плюс-минус

Здесь есть два уточнения. С одной стороны, эта сумма должна быть немного меньше, потому что на "бляхах" завозятся и более новые машины, которые подпадают под льготный акциз.

Но, с другой стороны, мы не учли убытки от "литовских" схем за последний год: часть сегодняшних "евробляхерив" все же купила бы и растаможила подержанные иномарки от 2010 года, если бы не эта "дыра" на таможне, через которую можно гонять авто без налогов и сборов. Конечно, годовой спрос в 130 бывших в употреблении иномарок "на бляхах» не перекроется за счет "разрешенных" к ввозу машин, потому что они, даже с пониженным акцизом, обойдутся покупателю значительно дороже. В условиях, когда можно хитро "объехать" растаможка платежеспособный спрос на новые модели стандарта "Евро-5" значительно ниже: для сравнения, с 1 августа 2016 до 1 августа 2017 легально импортировано лишь чуть более 50 тыс. Подержанных легковых, от их растаможивания в бюджет поступило более 4100000000 грн. И если бы перед потенциальными покупателями применяемых иномарок перед дилеммой: покупать в Украине легально за рубежом - вероятно, побольше автолюбителей решилась бы импортировать тачку и оплатить необходимую сумму (с учетом пониженного акциза).

Вариант расплаты: льготное розмитення

Теперь выясним, насколько пополнится бюджет, если имеющиеся в Украине "жести" легализуют. В Верховной Раде обещают дать возможность растаможить такие машины, завезенные до 7 сентября 2017 года. Это будет довольно дорого, но значительно дешевле, чем их "владельцы" должны раньше заплатить на таможне, отмечает аналитик Алексей Шевнин. Фактически власть соглашается растаможить авто на Еврономер с учетом льготных акцизов, действующих в настоящее время для моделей стандарта "Евро-5" с 2010 года. Судя по заявлениям, это единственная уступка: пошлина, пенсионный сбор и НДС не уменьшается. Посчитаем для наших моделей, а за базовую цену так же возьмем их "заграничную" стоимость.

Audi А6 (2001 год, 2400 см³) по цене 1950 евро:

1950 евро + 10% пошлины + 662,4 (2400 * 0,276) евро акциза + 20% НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора - 1950 евро =

1950 евро +195 евро + 662,4 евро + 561,5 евро + 101 евро - 1950 = 1520 евро.

Volkswagen Golf (2003 год, 1896 см³) стоимостью 2250 евро:

2250 евро + 250 евро +506,2 (1896 * 0,267) евро акциза + 20 НДС на всю сумму + 3% пенсионного сбора - 2250 евро =

2250 евро + 250 евро + 506,232 евро + 601,2 евро + 108,2 евро-2250 евро = 1465,6 евро.

Итак, если поблажки для таких автомобилистов примут, то за легализацию своих машин им придется в среднем выложить по 1500 евро.

Кстати, после переговоров с митингующими в начале сентября "евробляхерамы" председатель Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Нина Южанина, отмечала, что льготное растаможивание для авто с аналогичным объемом двигателей составит от 1000 до 1400 евро. При отсутствии официального учета таких машин, это соразмерные цифры.

Мы же примем, что легализация среднестатистической "жести" обойдется в 1500 евро. Исходя из того, что таких машин около 800 тыс., Государство может рассчитывать максимум на 1200000000 евро, или по современному курсу на 36 млрд грн. В валюте это почти в пять раз меньше, чем должны оплатить "евробляхеры" за все время, если бы завозили те же машины легально.

Автопром или иномарка

Понятно, что в реальности госбюджет получил бы меньше, поскольку многие желающих подержанных иномарок просто не смогли бы переплачивать в разы за растаможку. Но спрос на машины есть, и возможно, часть из нынешних "автобляхерив" купили легковушка отечественного производства. На этой теме сломано немало копий. Одни говорят, что наш автопром "умер", а если и прозябает - то лучше купить подержанную "бэху" по цене "Ланоса". Другие парируют, что внутреннее производство загибается, в частности, из-за дыры в "таможенном заборе", через которые гоняют старые иномарки: спрос на продукцию "УкрАвто" (ЗАЗ) и "Еврокар" возрастет после закрытия "литовских" схем, а за ним и производство . Конечно, для развития отрасли нужны деньги, государственные пряники и кнут. И вопрос, стоит ли это делать, остается. Но в итоге все сводится к тому, что нам важнее: собственный автопром или дешевые иномарки.

Вариант расплаты: полжизни на "проездном"

Свой вариант "расплаты" с государством предлагают организованные в "Авто Евро Силу" автомобилисты на иностранном регистрации. Они хотят легализоваться при ежегодной уплаты в бюджет 200 евро - своеобразного "проездного" за пребывание в стране на "бляхах". Если бы так было сейчас, то за этот год они бы раскрыли кошельки на 160 млн евро, или почти 5 млрд грн. Это вдвое меньше, чем прогнозируют активисты, потому что мы посчитали, что нерастаможенных машин в Украине 800 тыс. Или чуть больше, но не 1500000, как заявляют "евробляхеры". И главное - это лишь 2,9% от 5500000000 евро - суммы, которую "владельцы" авто на Еврономер виноваты в бюджет. Получается, чтобы рассчитаться с государством, они на той же тачке кататься по стране полжизни.

Интересно, что автомобилисты с иностранной регистрацией не хотят платить даже на 70% больше: они жгли шины против законопроекта главного "фронтовика" парламента Максима Баурбака, предусматривающий тариф 342 евро за год пребывания в стране машины, зарегистрированной за рубежом.

Каковы бы ни были противостояния, ясно одно: государство имеет серьезные намерения прикрыть схемы, но идет на уступки тем, кто уже успел пересесть на "жесть", предлагая им отдать значительно меньшие деньги, чем быть при растаможивании на границе.

Плюс на таможне

Наименее прогнозируемые будущие поступления в бюджет вследствие возможного прикрытия "литовских" схем. Однако понятно, ежегодный спрос на 130 недорогих подержанных иномарок может быть частично удовлетворен за счет более новых, разрешенных к ввозу моделей. Напомним, что сейчас легально везут за год по 50 тыс. Таких авто, а их растаможивания дает 4100000000 грн. Даже если к этим машинам прибавится столько же, государство ежегодно дополнительно получит не более 4 млрд грн - в этом случае сумма будет немного ниже, потому что те, кто рассчитывал купить машину на "бляхах", выбирать наиболее дешевые модели с "разрешенных" иномарок стандарта "Евро-5", отразится на таможенных платежах.

Как видим, эта сумма не космическая и также вовсе не сопоставима с теми деньгами, которые "евробляхеры" задолжали в бюджет. Судя по всему, легализация их машин не предусматривает возвращение государству всех причиненных убытков, а скорее имеет целью собрать в бюджет хоть какие-то дополнительные средства, восстановить правила игры и, возможно, поддержать отечественный автопром.

Вопрос - сколько?